Keeping Zeitgeist gallery
Катя Михатова + Дмитрий Роткин
Композитор: Антон Яциневичюс
Велимир в мышеловке
медиа-арт / инсталляция
Виртуальная выставка приурочена к 100-летию со дня смерти «председателя Земного шара», «короля Времени», поэта и прозаика Велимира Хлебникова. Биография основоположника русского футуризма полна невероятных случайностей и потрясений, связанных политикой Российской империи.
Она оказала заметное влияние на взгляды Хлебникова: от протестных и славянофильских в начале пути, до антимилитаристких и пацифистких в конце. Писатель также участвовал в орнитологических экспедициях
и много путешествовал.

Экспозиция начинается со стихотворения-палиндрома «Перевертень» 1912 года. В переводе с украинского это слово означает «оборотень». Так называли обрусевших малороссиян, переселившихся в районы Слобожанщины в XVII-XVIII веках в ходе русско-украинской колонизации. Для одних появление «перевертней» стало символом единения двух народов, а для других — предательством, посягательством на независимость и самобытность.

Вторая часть экспозиции посвящена переломному моменту в жизни автора — мобилизации на Первую мировую войну. Хлебникова определили в запасной
пехотный полк, где он, «побежденный войной», должен «сломать свой ритм и замолчать как поэт». Знакомый врач помог Хлебникову избежать службы под предлогом психического нездоровья, и поэт создал тайное общество «Председателей земного шара» или «Союз 317». Его членом мог бы стать любой, кому «болит» судьба человечества. Знакомый врач помог Хлебникову избежать службы под предлогом психического нездоровья, и поэт создал тайное общество «Председателей земного шара» или «Союз 317». Его членом мог бы стать любой, кому «болит» судьба человечества.

В центре путешествия по миру Велимира Хлебникова — его последняя сверхпоэма «Война в мышеловке», собранная из стихотворений 1915, 1919 и 1922 годов, но изданная только в 1928-м, после смерти поэта.
Это произведение о неизбежности судьбы и избранности. Мышеловка для поэта — образ торжества над ранее непонятным, а сам он — тот, кто сумел поймать в нее смыслы истории. «Открыв значение чёта и нечета во времени, я ощутил такое чувство, что у меня в руках мышеловка, в которой испуганным зверьком дрожит древний рок», — писал Хлебников. Оригинальный текст и образы, появляющиеся на выставке, намеренно отстранены от зрителя-читателя, благодаря множеству непонятных слов и сложному, путанному языку изложения.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website